Каталог товаров
с ежедневным обновлением!
Каталог производителей
Производители:

Словарь текстильных терминов

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Майка

трикотажная плечевая одежда (рубашка) без рукавов и воротника, без застежки, с большим вырезом горловины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Майя

легкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Характеризуется повышенной пористостью и воздухопроницаемостью. Идет на шитье женских летних платьев. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Макет

модель чего-либо, предварительный образец, воспроизведенный в уменьшенном виде; условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Макетный метод моделирования

создание и разработка формы одежды методом наколки ткани на манекене или на фигуре манекенщицы. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Макеты фигур (макеты-эталоны фигур)

гипсовые торсы, точно передающие форму и рельеф поверхности тела человека, их выполняют обычно от середины шеи до верхней трети бедра или в полный рост человека. Эти макеты служат своего рода объемным паспортом фигур типового телосложения и являются основой для последующей разработки промышленных манекенов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Макинтош

Плащ или пальто из непромокаемой прорезиненной ткани, назван в 30-е гг. XIX в. по имени изобретателя ткани, шотландского химика Чарльза Макинтоша. Также летнее (обычно габардиновое) пальто, которое, как правило, имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник, на спинке шлицу, на полочках прорезные карманы с листочкой, потайную (супатную) застежку, рукава-реглан. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Макси-юбка

расширенная книзу юбка, доходящая до щиколоток. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Маломерный

небольшого размера, недостаточного размера, неполной меры (маломерная обувь, маломерная одежда). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Малоусадочные ткани

ткани, усадка которых не превышает 2% по основе и 3,5% по утку, что достигается путем специальных отделок. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Манекен

деревянная или пластмассовая фигура в форме человеческого тела для примерки или демонстрации одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Манжета

деталь, оформляющая низ рукавов и брюк. Может быть притачной или цельновыкроенной с основными частями рукавов или брюк. Манжеты по низу рукавов могут быть мягкими, жесткими (накрахмаленными) или с формоустойчивой жесткой прокладкой внутри. Мода на манжеты в брюках началась в 1922 г., когда принц Уэльский во время дождя подвернул низ брюк. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Манишка

имитация блузки или рубашки, носится только под костюм, жакет, платье. Может быть украшена кружевом, жабо, рюшами и др. отделкой Появилась в моде в начале 16 в., в 19 в. стала частью мужской одежды и представляла из себя белый крахмальный нагрудник, который надевался под жилет. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Манто

женское широкое пальто, обычно меховое. В Европе в период средневековья манто было распространенной одеждой для улицы. Это был плащ в форме полукруга с вырезом для шеи. Он скреплялся спереди пряжкой или завязками. В XVIII в. манто шили из дорогой ткани — бархата или атласа. Чтобы не скрывать платья из тонкой нарядной ткани, полы манто делали расходящимися. Конструкция современных манто имеет свободную, расширяющуюся книзу, форму; шьют манто из ткани или меха. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Маркизет

тонкая прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, одна из наиболее высококачественных платьевых тканей летней подгруппы. Вырабатывается из тонкой крученой гребенной пряжи по основе и утку. Ткань имеет небольшую плотность, часто набивной рисунок, реже бывает отбеленной или гладкокрашеной, мерсеризуется, имеет муаровый эффект. Кроме хлопчатобумажного, выпускают шелковый маркизет. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Марля

легкая, прозрачная, рыхлая, гигроскопическая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Выпускается отбеленная, реже суровая. Употребляется как перевязочный материал, а также в качестве приклада для зимней одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Марокен

плотная ткань из искусственного шелка; тисненый сафьян. Название происходит от государства Марокко, откуда, стал поступать в средиземноморские страны этот — на самом деле нигерийский — сафьян. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Марселин

легкая тонкая шелковая ткань, разновидность тафты. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Материя

ткань, текстильный материал, полотно. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Матерчатый

сделанный из материи, т. е. из ткани. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Матроска

форменная фуражка без козырька, с лентой по околышу. Состоит из донышка из четырех клиньев и околыша, к которому прикрепляют синюю или черную ленту с эмблемой и надписью. Также, форменная верхняя блуза матроса с большим отложным воротником особого покроя. Так же называется женская или детская блуза такого же покроя, обычно из белой ткани с воротником с синими или голубыми полосками. Предполагают, что первые матроски сшили для детей английской королевской семьи в середине XIX в. Матроски настолько понравились, что вскоре стали едва ли не самой популярной детской одеждой. В конце XIX — начале XX вв. их носили дети из дворянских семей во всей Европе. Из детской моды матроски пришли в моду взрослых. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Матросский воротник

съемный отложной синий воротник с белыми полосками. Был введен в русском флоте в 1874 г. (с 1881 г. — с тремя полосками). Воротник с белой полотняной или синей фланелевой рубахой. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Махровые ткани

хлопчатобумажные или льняные ткани, выработанные сложным махровым (петельным) переплетением: при ткачестве используют две основные и одну уточную нити. На поверхности тканей образованы нитяные петельки из толстой основной нити с легкой круткой. Махровые ткани хорошо впитывают влагу, используются для купальных халатов, пляжных ансамблей, простынь, полотенец и прочее. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Машина швейная

первые примитивные швейные машины появились лишь в конце XVIII в. По модели французского портного Тимонье было сделано 80 деревянных аппаратов для работы в мастерских. Лишь благодаря американцам Гау (1848 г., изобрел машину, которая делала 300 стежков в минуту) и Зингеру (1851 г., организовал крупное производство швейных машин) проблема была, наконец, решена. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Меланжевая ткань

ткань, выработанная из однониточной или крученой меланжевой пряжи. От пестротканых и крашеных тканей отличается своеобразным цветовым эффектом: на темном фоне белые искорки, серые цвета разной светлоты, различные оттенки зеленого, бежевого и др. цветов. Наиболее известны (хлопчатобумажные и шерстяные) — трико, коверкот, диагональ, сукно. Для шерстяных меланжевых тканей к обычному наименованию добавляют слово "меланж": сукно-меланж, драп-меланж и т.д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Мертвый волос

Тип шерстяного волокна, характеризующегося признаками остевого волокна с предельно развитым сердцевинным слоем и тониной шерсти более 75 мкм. (Источник: ГОСТ 30724-2001 Шерсть. Термины и определения.)

Мех

выделанная шкурка животных с густой шерстью. Человек использует их с давних времен; вероятно, это был первый материал, из которого человек делал себе одежду. Наиболее ценным мехом считается горностай, шиншилла, соболь, каракульча. В настоящее время на Западе Фонд защиты животных борется против их истребления, пытается вернуть интерес к синтетическим мехам и настроить общественное мнение против ношения шуб из натурального меха. Мех рыбий — точнее, прочная и нежная (нежнее перчаточной замши) рыбья кожа, особым образом обработанная, — до недавних пор материал для одежды и прочего у жителей Приамурья; русское ироническое выражение «шуба на рыбьем меху» (то есть холодная) в Приамурском крае, вероятно, осталось бы непонятным. Чтобы получить такую кожу, рыбу чистят, валят часа три-четыре, снимают кожу костяным ножом, подсушивают ее, очищают от чешуи; затем смоченные в бульоне из рыбьих голов шкурки закладывают комком в чурку и отбивают, не давая распрямиться. На следующий день шкурки кроят специальными ножами. Сшивают детали нитками из той же рыбьей кожи. Готовая одежда украшается узорными трафаретами на рыбьем клею, вышитыми матерчатыми полосками, стеклянными подвесками, бахромой. Кета и муксун шли обычно на обувь и рукавицы, сом - на рабочую одежду, сазан, щука — на праздничную одежду. Эта последняя ценилась выше, чем даже сшитая из шелка, который привозили китайские купцы. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Механизм замка

часть кожгалантерейного замка, предназначенная для фиксации накладки замка или рамки. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Механизм запирающий

механизм замка, предназначенный для запирания кожгалантерейного изделия ключом. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Механизм оттяжки полотна вязально-прошивной машины

Механизм для оттяжки выработанного полотна от вязально-прошивной устройства. (Источник: ГОСТ 28126-89 Машины вязально-прошивные. Термины и определения.)

Мешковина

грубая и прочная ткань для мешков, упаковки и т. п. Вырабатывается из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Пряжа изготовляется из грубостебельных лубяных волокон: джута, кенафа, канатника и отходов первичной обработки и чесания льна. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Миди-юбка

элемент дамской моды второй половины XX в.: расширенная книзу юбка, доходящая до середины икры. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Мини-брюки

очень короткие женские брючки; часто надевались с блузкой навыпуск, заменяли мини-юбку. Были в моде в начале 70-х гг. XX в. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Мини-юбка

появилась в 50-е гг. XX в. в Англии. Юбка стала «короче, чем вспышка магния», обнажив не только колени, но и бедра. Бросив вызов морали, она стала символом независимости и свободы, которых достигли женщины. Создала ее модельер Мэри Куант. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Миткаль

неотделанная (суровая) легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Имеет цвет хлопкового полотна. Используется как полуфабрикат для производства ситца, мадаполама, коленкора, муслина и др. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Многозональные прокладочные ткани

термоклеевые прокладочные ткани с сополиамидным точечным регулярным покрытием из порошков или паст. Предназначаются для дублирования деталей с целью придания изделиям повышенной формоустойчивости. Отличительная особенность этих тканей — наличие четко выраженных зон (как правило трех), объединенных в раппорт и расположенных в направлениях основы или утка в строгой последовательности: I зона — жесткая, II — переходная, III — мягкая. Каждая зона в раппорте характеризуется определенными свойствами и отличается от других зон по сырьевому (волокнистому) составу, толщине, ширине, переплетению, жесткости, поверхностной плотности и т. д. Жесткая зона имеет наибольшие по сравнению с другими зонами поверхностную плотность и жесткость, вырабатывается из пряжи, включающей в себя хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные волокна, с прокладыванием натурального или синтетического волоса. Переходная зона может иметь подзоны, в каждой из которых разнообразные по волокнистому составу нити чередуются одна с другой, благодаря чему достигается постепенное снижение жесткости от жесткой зоны к мягкой. Мягкая зона состоит из однородной пряжи, имеет наименьшие из всех зон поверхностную плотность и жесткость. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Многослойность

принцип соединения нескольких предметов одежды в единый ансамбль, позволяющий варьировать их назначение в зависимости от ситуации, сезона. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Моделирование

творческий процесс создания новой модели с учетом ее назначения и окружающей среды, свойств материалов, внешнего и внутреннего облика человека. В моделировании предметов одежды объектами разработок являются: форма и силуэт изделия, его покрой, выбор материалов, способов формообразования, композиция элементов, цветовое решение. Под "техническим моделированием" подразумевается процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой готовой модели или по ее графическому изображению с использованием силуэтной основы изделия. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства одежды. Задачей моделирования одежды является разработка новой модели, выполнение образца, рассмотрение и утверждение его на художественных советах разных уровне (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Модельер

специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделий (например, одежды, обуви, головных уборов, причесок и т. д.). Художник-модельер, работая над композицией одежды, руководствуется направлением моды, сложившейся в определенный исторический период или характерным для сегодняшнего дня, учитывает назначение одежды (бытовая, спортивная, театральная, специальная и др.), сезонность (зимняя, летняя), возраст потребителей. Для каждой модели подбирает пакет материалов (ткани верха, подкладки, прокладки, отделочные материалы), фурнитуру и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Молескин

прочная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением. Вследствие большой плотности по утку ткань имеет плотный гладкий застил на лицевой стороне, что обеспечивает высокую устойчивость к истиранию. Ткань достаточно тяжелая (200-347 г/м2), вырабатывается гладкокрашеной и отбеленной. Молескин применяется для изготовления рабочей, спортивной, специальной одежды, верха обуви. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Мольтон

мягкая шерстяная ткань.

Мохер

ткань из шерсти ангорской козы, завезенная В Европу из Азии.

Муар

плотная шелковая или полушелковая ткань с рубчатой поверхностью, на которую нанесен муаровый узор. Идет на вечерние платья, блузки, отделку, головные уборы.

Мулинированная ткань

ткань, выработанная из двухцветной или многоцветной крученой пряжи, состоящей из нитей разного волокнистого состава. Например, скручивание окрашенной шерстяной пряжи с белой хлопчатобумажной или белой вискозной нитью придает ткани характерную пестринку. Муаровые ткани похожи на меланжевые. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Мундир

форменная одежда, военная или гражданская. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Муслин

тонкая мягкая хлопчатобумажная или шелковая ткань полотняного переплетения. В Европу ее начали импортировать из Дамаска после походов Александра Македонского. Хлопчатобумажный муслин вырабатывают из миткаля, который подвергают белению и так называемой мягкой отделке, т. е. с минимальным содержанием аппрета в ткани. Муслин используют главным образом для пошива белья. Шелковый муслин — тонкая прозрачная ткань, вырабатываемая из однониточного натурального шелка средней (муслиновой) крутки; применяется для изготовления платьев, блузок, легких театральных костюмов и др. Кроме того, муслин вырабатывают из льна, иногда из шерсти. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Мутон

наиболее ценная овчина особой обработки, которая отличается от овчины простой обработки повышенным блеском волосяного покрова, хорошей проглаженностью, прочесанностью, шелковистостью. Используют для изготовления шуб, воротников и др. изделий. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Муфта

принадлежность женского зимнего туалета для согревания рук; меховой или стеганый нарукавник (манжет) для вкладывания рук с обеих сторон. Появилась в XVIII в., прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды. Поначалу муфты нашла применение в мужской одежде, она согревала руки, т. к. в моде в то время были короткие рукава. Позже новинку переняли женщины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Мытая шерсть

Шерсть, промытая на овце перед стрижкой. (Источник: ГОСТ 30724-2001 Шерсть. Термины и определения.)

Спецпредложения