ДОБАВИТЬ КОМПАНИЮ БЕСПЛАТНО!

Зарегистрироваться

Преимущества регистрации

Словарь текстильных терминов

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Хаки

так называют ткань такого цвета и форменную одежду (обычно военное обмундирование) из этой ткани. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Халат

комнатная домашняя одежда восточного покроя. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Хлопок

один из видов натуральных волокон растительного происхождения. Получают из волокна, покрывающего семена хлопчатника. В русской технической литературе до второй половины XIX в. вместо слова "хлопок" применяли термин "хлопчатая бумага", сохранившийся до настоящего времени в словах: хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность и др. Хлопок — важнейшее наиболее дешевое и распространенное растительное волокно. Оно тонкое, прочное, гигроскопичное. Первичная обработка хлопка заключается в последовательном отделении Х. волокон: сначала длиной в основном более 20 мм, затем пуха (линт) — волокна длиной менее 20 мм и подпушек (делинт) - коротких волокон длиной менее 5 мм. Основную массу хлопка перерабатывают в пряжу, некоторую его часть и пуха используют для получения медицинской, одежной и мебельной ваты, а также технических изделий — прокладок, фильтров и пр. Линт и делинт применяют в химической промышленности как сырье, из которого вырабатывают искусственные волокна и нити, пленки, пластмассы, взрывчатые вещества и др. Из хлопчатобумажной пряжи вырабатывают разнообразные текстильные изделия: ткани, трикотаж, нетканые материалы, швейные нитки и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Хлопчатобумажная замша

ткань типа сукна, но более толстая и тяжелая (405-415 г/м2); вырабатывается из крученой пряжи по основе и однониточной по утку, имеет коротко подстриженный и хорошо запрессованный начесной ворс. Выпускается гладкокрашеной в различные цвета; используется для изготовления спортивной одежды, курток, брюк. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Хлопчатобумажная ткань

текстильное полотно, выработанное из хлопчатобумажной или смешанной (из смеси хлопка и химических волокон) пряжи или нитей. Ручное изготовление пряжи из волокон хлопка и ручное ткачество были распространены в Индии и Китае за много столетий до н. э. В Европе такие ткани появились лишь во время крестовых походов. В России первая ситценабивная фабрика появилась в 1775 г., но работала сначала на привозных хлопчатобумажных тканях и на русских полотнах, изготовлявшихся на полукустарных мануфактурах и в деревнях на дому. Затем фабричное производство хлопчатобумажной ткани развивалось успешно, но тем не менее к 1913 г. Россия занимала одно из последних мест среди развитых стран. Современные хлопчатобумажные ткани разнообразны. Они различаются по структуре, переплетениям, внешнему оформлению и назначению; вырабатываются суровыми, отбеленными, мерсеризованными, гладкокрашеными и набивными, а также пестроткаными, меланжевыми, ворсованными. Большую их часть составляют классические ткани (ситцы, бязи, сатины и др.). Но наряду с ними все большее распространение получают ткани из смеси хлопка с добавлением сиблоновых, вискозных, лавсановых, нитроновых и др. волокон и из хлопчатобумажной пряжи в прикрутку с вискозными и капроновыми комплексными нитями. Хлопчатобумажные ткани гигиеничны, имеют высокую прочность, стойкость к истиранию, к многократным стиркам, погоде, но сильно мнутся. В обработке не вызывают затруднений: хорошо настилаются, не смещаются, легко поддаются резанию, не осыпаются в швах, не прорубаются иглой. Весь ассортимент хлопчатобумажных тканей используется для изготовления изделий бытового назначения — нательного, постельного и столового белья, платьев, халатов, костюмов и др., а также для портьер, обивки мебели и пр. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Хлястик

деталь швейного изделия, которая используется для регулирования степени прилегания изделия к телу или для декорирования. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Холстопрошивной ватин

разновидность ватина, нетканый материал, выработанный вязально-прошивным способом. Хлопчатобумажный холстопрошивной ватин получают из хлопка четвертого сорта, линта и хлопчатобумажных отходов; шерстяной холстопрошивной ватин делают из восстановленной шерсти с добавлением вискозных, лавсановых, нитроновых и др. химических волокон. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Хольнитен

заклёпка, состоящая из пустотелой заклёпки и головки, представляющей собой втулку с крышкой, предназначенная для неразъёмного соединения деталей. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Хромовая кожа

мягкая тонкая кожа, выработанная хромовым дублением; используется для изготовления пальто, пиджаков, курток, головных уборов, верха обуви. Выделывается из шкур овец, свиней и телят (для одежды), шкур крупного рогатого скота и лошадей, свиней (для обуви). Поверхность хромовой кожы гладкая, шлифованная или нешлифованная, нарезная, может иметь лаковое покрытие, окрашивается в светлые или темные цвета. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Художественное конструирование ткани

творческая деятельность, направленная на совершенствование предметов и форм одежды, связанная с поиском и предметным выражением художественного образа будущего изделия. Основная задача, решаемая художником-дизайнером, заключается в согласовании внешней формы с внутренней структурой изделия, его функцией и назначением, обликом потребителя и окружающей среды. Средствами создания художественной конструкции являются пропорциональные соотношения, принцип симметрии и законы пластики. Художественное конструирование ведется в тесном творческом контакте с инженерным, с привлечением технологов и других специалистов в области проектирования одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Художественные ткани

ткацкие изделия (полотна), отличающиеся изысканной орнаментацией, красивым цветовым решением, тщательностью выработки. Из-за высокохудожественного оформления их относят к декоративно-прикладному искусству. Ткани вырабатывают вручную или машинным способом: в технике узорного ткачества, набойкой или вышивкой. Художественное оформление тканей известно почти всем народам. Оно отражает стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных культур. Высокой художественностью славились с древних времен китайские шелковые ткани с геометрическими и растительными узорами, иероглифами, символическими изображениями. По материалу, выработке и орнаменту к ним были близки японские ткани. На протяжении веков высоко ценились индийские хлопчатобумажные ткани с набивным рисунком с растительным орнаментом; широко известны были иранские художественные ткани — шелковые и "золотые" — обьярь, атлас, бархат с орнаментами из стилизованных растений и фигур животных; турецкие атласы и бархаты XV-XVIII вв. с крупным узором. Из европейских художественных тканей известны испанские бархаты, венецианская камка с мелким растительным узором, итальянские бархаты, французские ткани с узорами из цветов или с жанровыми композициями. О художественных тканях Руси свидетельствуют сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян X-XI вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей XII в. (узор - переплетение с мережкой). Наряду с набойкой повсеместно встречались изделия (покрывала, скатерти), плахты и ткани для одежды, выработанные узорным ткачеством. Позже возникло русское шелкоткацкое производство, которое в XVIII в. получило особое развитие: выпускались штофы, парча с крупными и мелкими цветочными узорами из букетов роз и др. цветов. В XX в. с развитием фабричного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань увеличилось разнообразие художественных тканей и повысился их художественный уровень. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)