ДОБАВИТЬ КОМПАНИЮ БЕСПЛАТНО!

Зарегистрироваться

Преимущества регистрации

Словарь текстильных терминов

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Казеиновое волокно

искусственное белковое волокно животного происхождения (из белка молока). По некоторым свойствам казеиновое волокно близко к натуральной шерсти, на ощупь мягкое, теплое. Однако прочность его невелика и значительно снижается в мокром состоянии. Термостойкость небольшая, они боятся горячей, особенно подщелоченной воды. Производство казеинового волокна ограничено, что связано как с их низкими механическими свойствами и с тем, что сырьем для их изготовления, являются ценные пищевые продукты. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кайма

цветная полоса, обрамляющая края ткани или какого-либо предмета, например, шали, низа платья и пр. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кайнол

термостойкое синтетическое фенолоформальдегидное волокно (США); не горит, не плавится, КИ=36, устойчиво к действию концентрированных кислот, органических растворителей, разбавленных щелочей и азотной кислоты. Рекомендуется для изделий бытового назначения, защитной и специальной одежды, а также некоторых видов военного обмундирования. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кальсоны

швейная или трикотажная поясная мужская и для мальчиков одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и ноги до ступней, надеваемая непосредственно на тело. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Камвольные ткани

тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного прядения. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Камчатник

узорная льняная ткань для столового белья, полотенец. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Камчатные полотна

широкие льняные жаккардовые ткани шириной до 250 см, с красивым шелковистым блеском. Крупный сложный рисунок выделяется на поверхности за счет использования сочетаний сатиновых и атласных переплетений при выработке фона и рисунка. Разное отражение света участками с основным и уточным застилом создает эффект теневого двустороннего рисунка, который отчетливо виден даже на отбеленных тканях. Камчатные ткани — декоративные и блестящие, используются для изготовления нарядного постельного белья, скатертей, салфеток. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Канаус

шелковая ткань полотняного переплетения, из сырца или полусырца. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кант

узкая цветная полоска, оторочка по краю или шву одежды. Выкраивается по косой нити ткани, пришивается к изделию так, чтобы выступающая ширина канта не превышала 2-3 мм. Иногда в него продергивают шнурок. Используется для отделки блузок, платьев, форменной одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кантик

узкий кант. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кантри-лук, кантри-стиль

название современной модной одежды "деревенского стиля". Чаще всего это одежда для отдыха, для дома. Создается на основе элементов народного костюма европейских стран. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Капор

швейный головной убор женский и для девочек спереди с полями или без полей с завязками под подбородком. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Капрон

торговое название синтетических полиамидных волокон и нитей. В других странах такие волокна и нити называют по-разному: в Германии — дедерон и перлон, в Польше — стилон, в США и ряде других стран — найлон-6 и т. д. Сырьем для производства капрона является фенол, бензол, толуол или циклогексан, получаемые из каменного угля или нефти. Капроновые волокна и нити обладают низкой гигроскопичностью, а изделия из них недостаточно гигиеничны и не рекомендуются для изготовления бельевых и детских изделий. Особенность капрона — высокая устойчивость к истиранию, по показателям которой он превосходит все существующие волокна (хлопок — в 10 раз, шерсть — в 20 раз, вискозу — в 50 раз). Капрон устойчив к многократному изгибу (в 100 раз превышает устойчивость вискозных волокон и в 10 раз — хлопковых). Из капрона вырабатывают тонкие легкие ткани и трикотажные полотна, ленту, тесьму и др. Штапельное капроновое волокно используется в смеси с шерстью и хлопком для получения смесовых платьевых, костюмных и пальтовых тканей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Капюшон

откидной головной убор, прикрепляемый (на пуговицах, кнопках, молнии, пришитый и пр.) к вороту верхней одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Карабин

запирающий механизм пружинного типа, предназначенный для соединения и разъёма без разрушения кожгалантерейных и швейных изделий. Застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Каракуль

шкурки ягненка каракульской породы овец; ценный мех, отличается очень красивым, упругим, плотным, шелковистым блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы. Используется для шитья манто, пальто, жакетов, идет на воротники, шапки. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Каракульча

шкурки преждевременно родившихся ягнят или плодов (извлеченные из утробы забитых на мясо маток) овец каракульской породы. Каракульча имеет короткий, прилегающий к кожевой ткани (мездре) шелковистый волосяной покров с муаровым рисунком, без завитков; цвет как у каракуля: черный, серый или коричневый разных оттенков. Прочность кожевой ткани меньше, чем у каракуля, размеры шкурок небольшие. Каракульча с четко выраженным муаровым рисунком ценится высоко, почти наравне с первыми сортами каракуля. Из каракульчи изготавливают жакеты, пальто и полупальто, воротники, головные уборы, используют для отделки одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кардиган

прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, традиционная принадлежность английской мужской одежды для досуга. Назван по имени лорда Кардигана, который ввел в моду этот вид одежды в начале XIX в. Позже К. стали называть вязаный спортивный джемпер. Сегодня такую одежду носят и мужчины и женщины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Карман

деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

Карта раскроя

технологический документ, содержащий задание для настилания партии материала и фактические данные раскроя. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

Карта расчета материала

технологический документ, содержащий задание на раскрой куска материала. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

Кашемир

легкая гладкокрашенная или набивная ткань саржевого переплетения. Вырабатывается чистошерстяная, полушерстяная, шелковая и хлопчатобумажная материя. Гладкокрашенная идет на шитье женских и детских платьев, набивная — на головные платки. Название ткани происходит от индийского штата Кашмир. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кашмилон

торговое название синтетического (полиакрилонитрильного) волокна, выпускаемого в Японии. Идет на изготовление верхнего и бельевого трикотажа и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кевлар

синтетическое волокно для замены стали; материал, из которого изготавливают пуленепробиваемые жилеты. Волокна кевлара используются по новейшей технологии при производстве носков для увеличения износостойкости в пятке и носке. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кембрик

тонкая полотняная ткань. Первоначально изготавливалась в г. Камбре, Франция. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кепи (кепка)

швейный головной убор мягкой формы с козырьком. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Кермель

торговое название высокопрочного термостойкого волокна, вырабатываемого во Франции; ароматическое полиамидное волокно. По свойствам и применению аналогично волокнам кевлар, внивлон, фенилон. Кислородный индекс КИ=32. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Килт

традиционная мужская юбка, обычно клетчатой расцветки — цвет и рисунок определяли клановую принадлежность — у кельтских народов Великобритании и Ирландии. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кимоно

традиционная мужская и женская одежда японцев. Это прямокройный халат с расписными и вышитыми узорами, запахивающийся направо и удерживаемый поясом. Очень широкие рукава внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются чрезмерно широким поясом и длинными рукавами, внутренний край которых, как и подмышечная пройма, остаются незашитыми. Кимоно разделяются на ночные, домашние, повседневные, выходные и церемониальные. В европейскую моду Ккимоно ввел французский модельер Поль Пуаре в середине XX в. В современной европейской одежде нередко так называют цельнокроеный рукав, покрой которого заимствован в начале XX в. из японского кимоно. Рукав кимоно (иногда его называют "японка") может иметь разную глубину проймы, иногда она опускается очень низко, доходит до талии, тогда рукав называют "летучая мышь". (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кирза

плотная многослойная хлопчатобумажная ткань, обладающая повышенной прочностью, вырабатываемая из тонкой крученой пряжи. Кирза, обработанная пленкообразующими веществами, используется как заменитель кожи; употребляется в обувном и некоторых др. производствах. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кисти

бахрома, собранная и закрепленная в пучки. Используется как отделка в одежде, головных уборах, обуви и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кисть

пучок нитей, шнурков и т. п., скрепленных в одно целое. Используется для украшения чего-либо, например, детских шапочек, завязок и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Клапан

деталь кармана для обработки линии разреза или являющаяся элементом декоративного оформления изделия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

Классификация шерсти

Деление шерсти на отдельные группы по одному или нескольким важнейшим признакам. (Источник: ГОСТ 30724-2001 Шерсть. Термины и определения.)

Классический костюм

название мужского или женского костюма строгой формы, соответствующего образу жизни делового человека. Такой костюм иногда называют английский. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Классический стиль

современный стиль одежды, характеризующийся целостностью форм, соответствием объемов пропорциям фигуры, четкостью линии, соразмерностью деталей, сдержанностью цветовой гаммы. Одежда классического стиля стала приемлемой для мужчин и женщин любого возраста и телосложения. Этот полуприлегающий силуэт одежды современен при любых направлениях моды. Иногда этот стиль называют английским стилем. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Клеевая кромка

узкая полоска шириной от 6 до 14 мм, которую получают при разрезании кромочной ткани на рулоно-резальной машине. Используется для прокладывания в борта, по низу, пройме, шлице и в других местах и деталях одежды для предохранения их от растяжения. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Клёш

женские брюки, увеличивающиеся в объеме книзу, подобно колоколу от бедра или от колена. Вошли в моду в 30-х годах XX в. и напоминали пижамные брюки, затем в 70-х гг. стали расширяться от колена, и вновь появились в 90-е гг. Так же стали называть юбки, плавно расширяющиеся от бедер. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Клипса

деталь замка-клипсы, предназначенная для ограничения перемещения накладки замка в вертикальной плоскости. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Клоке

шерстяная или шелковая ткань, изнаночная сторона которой выглядит гладкой, а лицевая словно покрыта пузырями. Хлопчатобумажные клоке — это ткани, прошедшие специальную обработку, в результате которой они приобретают шероховатый, «жатый» вид. Клоке используется для шитья различной одежды. Кроме того, этим термином стали обозначать эффект вздутости пузырчатости в одежде. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кнопка

застежка пружинного действия. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Ковбойская шляпа

первоначально широкополая шляпа американских пастухов коров. Различные варианты этой шляпы время от времени появляются в мужской и женской современной моде. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кожа

вырабатывается из шкур животных: овец, коз, оленей, лосей, свиней, телят и др. По назначению кожу подразделяют на четыре класса: обувная, одежно-галантерейная, техническая и шорно-седельная (два последних класса для изготовления одежды не используют). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Козырёк

деталь или узел головного убора для оформления передней части изделия. Козырёк может состоять из верхнего и нижнего козырька. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

Кокетка

деталь верхней части переда, спинки, рукава, а также юбки и брюк. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

Коллекционный питомник льна-долгунца

Питомник, в котором изучаются в полевых условиях образцы льна-долгунца по хозяйственным и биологическим признакам. (Источник: ГОСТ 20433-75 Лен-долгунец. Термины и определения.)

Коллекция

серия моделей одежды различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции и структуры материалов. Коллекция может охватить весь ассортимент одежды или изделия только одного сезона. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Колпак

головной убор остроконечной, овальной и другой формы различного назначения (например, ночной колпак, поварской колпак, шутовской колпак). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Комбидресс

то же, что и боди-шорт, новый вид женской трикотажной одежды, в которой кофточка (майка или свитер) соединена с маленькими трусиками. Ластовица спереди застегивается на пуговицы, кнопки или крючки. Изделие цельнокроеное, т. е. без шва по линии талии. Делают из эластика или лайкры. В зависимости от оформления и материала может использоваться как белье или как верхняя одежда в комплекте с юбкой, брюками и жакетом. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Комбинация

швейное изделие женская или для девочек одежда, покрывающая туловище и ноги частично или полностью, надеваемая на корсетные изделия или непосредственно на тело. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Комбинезон

швейная или трикотажная одежда, состоящая из лифа с рукавами и брюк, шорт, рейтуз, объединенных в одно целое. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Компактное соцветие льна-долгунца

Короткое соцветие льна-долгунца, обеспечивающее наименьшее сцепление семенных коробочек. (Источник: ГОСТ 20433-75 Лен-долгунец. Термины и определения.)

Комплексные (дублированные) материалы

материалы, состоящие из двух или трех исходных материалов, соединенных клеевым, огневым или прошивным способом. Разнообразие комплексных материалов достигается благодаря широкому применению в качестве лицевого слоя ткани, трикотажа, искусственного меха, искусственной кожи. Используются комплексные материалы для изготовления курток, пальто, плащей и др. видов верхней одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Комплект брючный

комплект швейной или трикотажной одежды женской и для девочек, состоящий из различных видов плечевой одежды и брюк. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Комплект одежды

одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Комплект пляжный

комплект швейной или трикотажной одежды, составной частью которого является купальник, или купальный костюм, или плавки. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Конверт для новорожденного

швейное или трикотажное изделия в виде конверта для сна и прогулок ребенка. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Конструирование

важнейшая часть проектирования одежды, швейных изделий. Состоит из двух последовательных этапов. Первый этап — творческий поиск — включает в себя выбор метода конструирования и разработку чертежей изделия в объеме эскизного проекта, т. е. выбор методики измерений фигуры и конструирования, выбор формул для расчета конструкции, обработку сложных форм и покроев и т. д. Этап является ответственным и требует от исполнителя высокой квалификации. Второй этап — расчет формул, построение чертежа, изготовление лекал, составление разного рода рабочей документации. На этом этапе не требуется высокая квалификация исполнителя, работа сводится к выполнению в определенной последовательности простых математических и логических операций, которые могут быть автоматизированы средствами вычислительной техники. Конструирование одежды — прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции одежды. При этом используются достижения и многолетний опыт практики конструирования одежды, а также достижения смежных дисциплин: прикладной антропологии, материаловедения, технологии и гигиены одежды, организации и экономики швейного производства. В последние годы все в большей степени привлекаются современные математические методы и ЭВМ для научного обоснования способов проектирования одежды. Наиболее перспективным для швейной промышленности является создание систем автоматизированного проектирования (САПР) одежды с применением современных технических средств (ЭВМ, дисплеев, графопостроителей), позволяющих из большого числа возможных вариантов решений выбрать оптимальный. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Конструктивные линии

контурные линии деталей (главным образом швы), разделяющие поверхность одежды на отдельные части (детали), создающие ее объемную форму и характеризующие ее внешний вид. Изменение конфигурации конструктивных линий влечет за собой изменение формы одежды. Необходимость членения изделий на детали продиктована анатомическим строением человека. Многолетней практикой выработано разделение поверхности одежды на части. Типовой, наиболее часто встречающейся формой членения поверхности плечевой одежды, является форма, состоящая из нескольких основных деталей — спинки, полочек, рукавов, воротника; поясной (юбок, брюк и и.д.) — форма, состоящая из передней и задней частей или половинок. Спинка изделия имеет следующие конструктивные линии: средняя линия, линия среза горловины, линия плечевого среза, линия среза проймы, линия бокового среза, линия низа, линия бортового среза, линия нагрудной вытачки. Рукав имеет линию среза оката рукава, нижнего среза, линию низа рукава. Воротник имеет следующие линии: средняя линия, линия отлета, линия среза концов, линия среза стойки, линия перегиба. Конструктивные линии передней и задней частей юбки имеют одинаковые названия: линии середины детали, линии верхних срезов, линии боковых срезов, линии нижних срезов. Конструктивные линии брюк имеют следующие названия: линии боковых срезов соответственно передней и задней половинок (частей), линии верхних срезов, линия переднего среза, линия среднего среза (или среза сидения), линии шаговых срезов, линии нижних срезов. Число и конфигурация деталей непостоянны. Они могут изменяться под влиянием моды, покроя одежды, структуры и вида поверхности формы, особенностей телосложения, свойств материала и других факторов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Конструкция

строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета. Характеристику конструкции одежды можно дать по нескольким позициям: внешней форме (силуэту и покрою); конструктивному построению составных частей (деталей); виду соединительных швов; виду материалов. В зависимости от способа изготовления различают конструкции кроеной и некроеной одежды. Конструкция кроеной одежды представляют собой структуру, состоящую из деталей определенной конфигурации и размера, соединение которых в заданном порядке обеспечивает получение необходимой формы. Конструкция некроеной одежды получают вязанием из нитей, путем формования плоского материала в одежду определенной формы, из расплава. Современную одежду изготавливают преимущественно из плоских материалов (тканых, нетканых) и трикотажных полотен. В связи с этим наибольшее распространение имеют К. кроеной одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Контраст

резко выраженная противоположность; контраст зрительный —зрительная оценка относительной яркости (освещенности) предмета или его цвета по сравнению с окружающим фоном. В отношении одежды, тканей и т. д., контраст — это художественный прием, который заключается в резко выраженном противопоставлении свойств одной композиции. Например, при выработке тканей по контрасту сопоставляются вертикальные и горизонтальные линии, большие и малые формы мотивов, светлые и темные участки и т. д. Контраст придает линейной композиции динамичность, усиливает ее образную выразительность, декоративность. При цветовом оформлении тканей контраст цвета позволяют получить наиболее яркие и эмоциональные сочетания. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Контрольный питомник льна-долгунца

Питомник, в котором испытываются селекционные номера льна-долгунца по типу производственных посевов на делянках от 5 до 10 см2 (Источник: ГОСТ 20433-75 Лен-долгунец. Термины и определения.)

Контур

линия, очерчивающая форму модели, костюма или фигуры. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Копирание раскладки лекал

воспроизведение раскладок лекал в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

Копировальные строчки (силки)

строчки, образованные прямыми незатянутыми стежками. Используются для перенесения линий разметки с одной детали на другую. После выполнения копировальных строчек детали, сложенные лицевыми сторонами внутрь, разделяют, натягивая незатянутые стежки, и разрезают между ними нитки. Оставшиеся в материале концы ниток образуют (копируют) линии на лицевой стороне деталей. Копировальные строчки применяют в основном при изготовлении одежды по индивидуальным заказам. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Корд

шерстяная или др. ткань особого переплетения, создающего на ее лицевой поверхности продольные рубчики шириной 3-8 мм. В зависимости от плотности и толщины корд используют для изготовления платьев, костюмов, пальто. Наиболее тяжелыми и плотными кордами обивают сиденья легковых автомобилей. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Корделан

торговое название термостойкого синтетического волокна (Япония); сополимер поливинилхлорида с поливиниловым спиртом. Рекомендуется для изделий бытового назначения, в том числе для детской одежды, драпировочных декоративных тканей, ковровых изделий. Волокно устойчиво к истиранию, обладает свойствами самозатухания и не выделяет токсичных газов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Корпус механизма замка

корпус, предназначенный для размещения в нём механизма замка. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Корсаж

Часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока. Самостоятельная часть одежды в виде лифа со шнуровкой спереди. Жесткий пояс юбки, а также вид широкой тесьмы для такого пояса. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Корсет

в XIV в. —нижнее женское бельё со шнуровкой, сильно стягивающее нижнюю часть фигуры; в XV-XVIII вв. — со вставленными металлическими прутиками или китовым усом. Сейчас так называю широкий пояс, плотно охватывающий нижнюю часть грудной клетки, талию и живот с целью придания фигуре стройности. Принадлежность женского туалета, которую носят обычно под платьем. Ортопедические корсеты — приспособления, которые применяют в медицине при искривлениях и травмах позвоночника. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Костюм

определенная система предметов и элементов одежды, обуви, аксессуаров и др., отражающая социальную и национальную принадлежность человека, его пол, возраст, занятие, профессию и т. д. Костюм, как и одежда, покрывает тело человека, но функциональные особенности их различны. Если одежда служит человеку для того, чтобы защитить его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической его характеристикой. В понятие "костюм" входит одежда, обувь, прическа, косметика, головной убор, перчатки, украшения. Костюм связан с определенным образом человека, манерой его поведения и ношения костюма. Через костюм можно выразить индивидуальность человека, по костюму можно определить культуру и принадлежность людей к определенной этнической группе. Выразительны народные костюмы. Они имеют специфические, традиционные особенности, которые выражаются в выборе тканей, покроя, орнаментов, в использовании цветовых сочетаний и отделочных материалов. Также костюм — комплект, состоящий из пиджака (жакета) и брюк (юбки), а также жилета. Сегодня это наиболее популярный вид деловой одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Костюм женский

комплект одежды, состоящий из жакета и юбки или брюк, предназначенный для женщин и для девочек.

Костюм купальный

пляжная комплектная женская и для девочек одежда, состоящая из бюстгальтера и плавок. Бюстгальтер и плавки могут быть дополнены халатом, юбкой, блузкой, сарафаном, панамой или косынкой. Шьют из ткани (ситец, сатин, махровое полотно) или трикотажного полотна с хорошими гигиеническими свойствами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Костюм мужской

комплект одежды, состоящий из брюк и пиджака (костюм-двойка) или брюк, пиджака и жилета (костюм-тройка), предназначенный для ношения мужчинами и для мальчиков.

Косынка

треугольный головной или шейный платок. Материалы и способы ношения — самые разнообразные. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Котелок

мужской головной убор, вошел в моду после 1850 г., когда цилиндр перестал быть обязательной принадлежностью одежды для выхода. Это нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой: поля узкие, ровные жесткая куполообразная тулья, обычно черного, реже серого цвета. Котелок и трость — типичные элементы официальной одежды в лондонском Сити. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Кофта

простое название женской блузки, чаще кофтами называют вязаные и трикотажные изделия.

Краги

накладные кожаные голенища (гетры) с застежками. Лосиные краги на пуговицах при императоре Павле были частью обмундирования кавалерии в России. Раструбы у перчаток. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Красильно-отделочная аппарат

Единица красильно-отделочного оборудования, включающая механизмы для обеспечения выполнения процесса обработки при неподвижном положении текстильного  материала. (Источник: ГОСТ 28127-89 Оборудование красильно-отделочное текстильной промышленности. Термины и определения.)

Красильно-отделочная линия

Единица красильно-отделочного оборудования, представляющая собой совокупность красильно-отделочных машин и узлов для обеспечения непрерывности процесса обработки текстильных материалов. (Источник: ГОСТ 28127-89 Оборудование красильно-отделочное текстильной промышленности. Термины и определения.)

Красильно-отделочная машина

Единица красильно-отделочного оборудования, вклющающая механизмы для обеспечения выполнения процесса обработки при поступательном или циркуляционном движении текстильного материала. (Источник: ГОСТ 28127-89 Оборудование красильно-отделочное текстильной промышленности. Термины и определения.)

Красильно-отделочное оборудование

Оборудование для обработки текстильных материалов с целью придания им определенных свойств, размеров и внешнего вида (Источник: ГОСТ 28127-89 Оборудование красильно-отделочное текстильной промышленности. Термины и определения.)

Креп

общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью. Выпускаются ткани шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные: крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей. В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев и т. п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Креп-жоржет

креповая полупрозрачная шелковая ткань, с матовой, шероховатой на ощупь поверхностью. Вырабатывается полотняным переплетением из крепа шелка-сырца в основе и утке. Отличается повышенной упругостью и осыпаемостью. Используется для изготовления платьев, блузок, шарфов, платков, деталей отделки (бантов, жабо и т. д.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Креп-сатин

полукреповая ткань атласного переплетения из шелка-сырца в основе и крепа шелка-сырца в утке, поэтому одна сторона ткани блестящая и скользкая, а другая — матовая креповая. Вследствие повышенной плотности нитей по основе и атласного переплетения лицевая сторона ткани гладкая, с приятным блеском, а изнаночная сторона, образованная креповыми нитями, имеет зернистую поверхность. Ткань плотная, гладкокрашеная, хорошо драпируется, образовывает тяжелые складки. Предназначена для изготовления вечерних платьев и блузок. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Креп-шифон

тонкая, легкая, прозрачная из натурального шелка креповая ткань полотняного переплетения. Вырабатывается из двухниточного крепа шелка-сырца в основе и утке. Креп-шифон выпускают, гладкокрашеный, отбеленный и набивной. Используется для изготовления платьев, блузок, шарфов и деталей отделки (бантов, жабо, кокилье и др.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Крепдешин

классическая полукреповая ткань полотняного переплетения, одна из наиболее широко распространенных тканей из натурального шелка. Крепдешин вырабатывают из нитей креповой крутки в утке и нитей шелка-сырца в основе; ткань имеет слегка зернистую поверхность, мягкий характерный блеск. Выпускают крепдешин отбеленным, гладкокрашеным в разные цвета, с набивными разнообразными по форме и расцветке рисунками. Крепдешин используют в основном для изготовления женских платьев, блузок, косынок, платков, шарфов и др. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кримплен

ткань из синтетического волокна, напоминающая натуральные ткани; легко стирается, не мнется. Идет на шитье верхней одежды. В России ткань пользовалась необычайной популярностью в середине 70-х гг. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Крой

детали и их части, полученные в результате раскроя. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

Кромка

узкая полоска по долевому краю ткани (вдоль нитей основы), отличающаяся выработкой.

Кроющий волос

Остевое волокно, характеризующееся жесткостью, блеском, малой линейной длиной, отсутствием извитости. (Источник: ГОСТ 30724-2001 Шерсть. Термины и определения.)

Кручёная нить

нить, скрученная из двух и более комплексных нитей, волокон или пряжи. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Кулиска

деталь швейного изделия в виде полоски материала для оформления его стяжки в различных местах. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

Купальник

пляжная женская и для девочек одежда, открытая и плотно облегающая фигуру в области груди, талии и бедер. Шьют из ткани или тонкого трикотажного полотна с хорошими гигиеническими свойствами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Куртка

верхняя плечевая короткая одежда с рукавами, с застежкой различной длины, не имеющая строго фиксированной формы и покроя. Разновидностью куртки является блузон с застежкой или с разрезом вверху. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)