ДОБАВИТЬ КОМПАНИЮ БЕСПЛАТНО!

Зарегистрироваться

Преимущества регистрации

Словарь текстильных терминов

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Даба

китайская хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения типа бязи или холста. Отбеленная или крашенная преимущественно в синий цвет. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Дамаск

шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый — в основном, в декоративных целях. В 18 в. эта ткань часто имитирует кружево. Названа по городу Дамаск в Сирии, где ее изготавливали. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Дамаскет

парча с золотыми цветами. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Дамассе

мягкая шелковая блестящая ткань крупными узорами, камчатное полотно. Сейчас применяется как подкладка на женское пальто, для декоративных целей. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Дамаст

плотная, малорастяжимая хлопчатобумажная или шелковая ткань жаккардового переплетения с рисунками обычно растительного характера. Вырабатывается отбеленной или светлоокрашенной. Используется для изготовления корсетных изделий ненарядного постельного белья. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Двубортный

об изделии, имеющем смещенную бортовую застежку и по одному ряду пуговиц на обеих бортах (соответственно и петель). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Двулицевое изделие

изделие, сшитое из двулицевой ткани, которое можно носить как лицевой так и изнаночной стороной наружу. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Декатирование

влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки. (ГОСТ 20521-75 - Технология швейного производства. Термины и определения)

Декольте

вырез у шеи на платье, который в разные времена принимал самые разнообразные формы; по нему можно составить представление о нравах, царящих в обществе. Например, в эпоху раннего средневековья суровую эпоху — декольте было вообще запрещено, но во времена бургундской моды появляется не только на груди, но и на спине. С течением времени изменялась форма декольте и величина, появилось асимметричное декольте, но оно никогда надолго не исчезало из моды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Декорировать

украшать, придавать красивый вид; художественно оформлять изделие. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Деним

плотная, прочная хлопчатобумажная саржа, первоначально светло-голубого цвета, производство которой было налажено во французском г. Ним. Тогда эта ткань называлась "серж-де-ним" (отсюда пошло название классической джинсовой ткани "деним", "блю-деним"). В 1850 г. американский торговец Леви Страус, основатель известной сегодня фирмы, закупил деним цвета индиго для изготовления рабочих брюк, имитировавшие ковбойские. Отсюда берет начало мода на джинсы. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Держатель ленты

деталь, предназначенная для крепления ленты к текстильно-галантерейному изделию. (ГОСТ 15470-70 - Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

Деталь швейного изделия

часть швейного изделия, цельная или составная. (ГОСТ 22977-89 - Детали швейных изделий. Термины и определения)

Дефект

изъян, недостаток, порок ткани или изделия. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Дефекты одежды

дефекты внешнего вида одежды; возникают на разных этапах ее изготовления и соответственно называются: дефекты моделирования, конструктивные и технологические дефекты. Дефекты моделирования возникают на самом первом этапе изготовления одежды, когда может быть допущен ряд ошибок, влияющих на эстетические показатели изделия и на срок его службы. Эти дефекты условно можно разделить на две группы: 1-я группа — дефекты, связанные с неправильным композиционным решением модели, нарушающим целостность композиции и снижающим художественную ценность модели; 2-я группа — дефекты, связанные с неправильным выбором материалов для конкретной модели, т. е. без учета свойств текстильных материалов, а также дефекты, связанные с неправильным подбором пакета материалов (верха, подкладки, прокладочных и отделочных материалов, фурнитуры). Конструкционные дефекты возникают в результате ошибок конструирования. Сложность конструирования заключается как в незакономерной кривизне поверхности фигуры человека, так и в большой подвижности контуров ткани при выкраивании, что создает значительные трудности для достижения хорошей посадки одежды. Кроме того, на качество посадки одежды влияют разная усадочность тканей, составляющих пакет изделия, технологические искажения и др. Конструктивные дефекты можно разделить на шесть групп: 1-я группа — горизонтальные складки и морщины (на деталях спинки, полочки, рукавов, юбок, брюк). Причиной является недостаточная ширина детали в горизонтальном направлении или излишняя длина детали в продольном направлении; 2-я группа — вертикальные складки. Причиной является недостаточная длина участка детали в вертикальном направлении или излишняя ширина детали в горизонтальном направлении. 3-я группа — наклонные складки (перекосы). Образуются вследствие недостаточных размеров детали в диагональном направлении, т. е. несоответствия контуров детали контуру покрываемого участка поверхности (несоответствие поверхностей одежды и фигуры); 4-я группа — угловые заломы на участке детали. Причиной является недостаточная выпуклость или вогнутость сформированной детали, т. е. несовпадение пространственной формы детали одежды с формой опорных поверхностей фигуры человека. 5-я группа — балансовые нарушения (нарушения равновесного положения изделия). Дефекты возникают в результате неправильного определения длины монтируемых деталей или перекосов при их монтаже (сборке). Балансовые нарушения приводят к нарушению равновесного положения деталей изделия и закручиванию). 6-я группа — дефекты динамического несоответствия размеров деталей одежды. Проявляются в основном при движении одетого человека. Для устранения этих дефектов приходится перекраивать детали одежды. Технологические дефекты одежды возникают в процессе ее изготовления: при выкраивании деталей, в процессе пошива, при влажно-тепловой обработке. К таким дефектам относятся: — перекос детали изделия, возникающий из-за неправильной раскладки лекал или перекоса нитей ткани; — несимметричность конструктивных линий или деталей, проявляется в виде отклонения в расположении деталей изделия, при котором парные конструктивные линии или детали отличаются расположением или формой; — несоответствие направления ворса или рисунка на деталях изделия; — искривление швов проявляется в виде отклонения линий швов от установленного направления; — пропуск стежков в строчке характеризуется частичным отсутствием переплетения нитей, образующих строчку; — слабая строчка характеризуется недостаточным натяжением нитей при стачивании, притачивании или обтачивании деталей; — стянутая строчка характеризуется излишним натяжением нитей при ее образовании; — излишнее натяжение (слабина) детали наличие сборок, складок в местах соединения деталей изделия, приводящих к образованию слабины, а также отгибанию его краев и углов при излишнем натяжении; — опал детали - изменение или ослабление окраски или структуры материала детали одежды в результате нарушения режима влажно-тепловой обработки; — прохождение клея через деталь — дефект, при котором клей выступает на лицевую сторону изделия при дублировании деталей; — отслоение термоклеевого прокладочного материала от основного материала детали выражается в образовании пустот и пузырей на дублированных деталях изделия после влажно-тепловой обработки; — коробление дублированных деталей - волнообразная поверхность детали в результате дублирования разноусадочных основного и прокладочного материалов; — растянутый край — дефект характеризуется удлинением края детали по сравнению с установленным размером; — искривленный край — дефект проявляется в виде отклонения от формы детали и характеризуется нарушением конфигурации края детали; — пролегание швов — резкое обозначение контуров швов на лицевой стороне швейного изделия после влажно-тепловой обработки или дублирования; — неправильная посадка изделия на фигуре или на манекене - Д., характеризуемый нарушением принятого положения деталей и швов относительно всего изделия; — ласы — излишний блеск, оставшийся на деталях изделия в результате нарушения режима влажно-тепловой обработки. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Деформация одежды

изменение размеров и форм одежды или ее деталей под действием механических сил (например, растяжения), усадки материала и других причин. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Джемпер

трикотажная плечевая одежда без застёжек или с застёжкой вверху, покрывающая туловище и частично бёдра. (ГОСТ 17037-85 - Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

Джерси

упругое мягкое трикотажное полотно петельного переплетения из различных материалов, одежда из такой ткани. Название происходит от острова Джерси, Нормандские острова. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Джинсовые ткани

ткани, выработанные из двухцветной хлопчатобумажной пряжи (крашеной в основе и суровой в утке) саржевым или мелкоузорчатым переплетением, в результате чего лицевая и изнаночная стороны имеют разные оттенки. Выпускаются также ткани из суровой пряжи в основе и меланжевой в утке. Отличаются повышенной жесткостью, особенно в направлении основных нитей и обладают поверхностной плотностью 350-450 г/м2. Для придания формоустойчивости и жесткости ткани обрабатывают малосмываемыми аппретами. Современный ассортимент джинсовых тканей включает в себя как хлопчатобумажные, так и полушерстяные, шелковые и полульняные ткани, вырабатываемые из хлопчатобумажной, льняной, хлопко-лавсановой, шерстонитрококапроновой, шерстолавсановискозной и вискозолавсановой пряжи. Ткани дополнительно обрабатывают для снижения усадки после замачивания. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Джинсы

брюки из джинсовой ткани. Их характерная особенность — обилие отделочных строчек, карманов, пуговиц, молний, заклепок, наличие эмблем фирм-изготовителей. Родоначальник джинсов — американский фабрикант Леви Страус, основатель всемирно известной фирмы. В 1850 г. он завез на запад Соединенных Штатов брезент для палаток, но случилось так, что он сшил из этого материала брюки, имитировавшие ковбойские, шитые обычно из кожи. Брюки очень понравились местным жителям, стали популярными, а предприимчивый фабрикант запатентовал это открытие. Джинсы начали шить не только из брезента, но и из прочной хлопчатобумажной ткани деним, окрашенной в цвет индиго. Почти столетие джинсы были исключительно рабочей одеждой. Новый джинсовый бум начался в начале 60-х гг. Джинсы поднялись в цене, возникли новые фирмы, брюки стали считать "одеждой века". Появились джинсовая мода, джинсовый стиль, потом появилась модная джинсовая ткань — "варенка" — с эффектом линялости. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Диагональ

плотная ткань с рельефными наклонными рубчиками на лицевой стороне. Вырабатывается чистошерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, штапельная ткань. Используется для шитья мужских костюмов, форменной одежды и спецодежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Дизайн

художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными. Сказанное касается также одежды и предметов ей сопутствующих (аксессуаров, украшений и пр.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Диолен

синтетическое волокно, использующееся для изготовления постоянных складок — плиссе — на юбках, платьях, костюмах. Легко стирается отличается продолжительностью носки. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Диспропорция

несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропорциональности в одежде. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Дождевик

легкое пальто из непромокаемого материала; плащ. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Долан

синтетическое волокно, используемое для изготовления высококачественной одежды и украшений. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Долевик

деталь для предохранения разреза кармана от растяжения. (ГОСТ 22977-89 - Детали швейных изделий. Термины и определения)

Домашняя одежда

один из видов бытовой одежды; одежда для работы и отдыха в домашних условиях. Разновидностью домашней одежды является одежда для работы в саду, огороде и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Донегол

шерстяная плотная, довольно жесткая ткань, часто с меланжевой, в узелках поверхностью; род ворсистого крапчатого твида. Используется, главным образом, для верхней мужской одежды. Первоначально выпускалась в графстве Донегол, Северная Ирландия. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Донышко

деталь головки, цельно выкроенная или состоящая из частей, покрывающая макушечную часть головы. (ГОСТ 22977-89 - Детали швейных изделий. Термины и определения)

Дорластан

синтетическое волокно, эластичное, долго сохраняющее форму. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Доха

шуба из меха, расположенного как внутрь, так и наружу. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Дралон

мягкая синтетическая ткань, легко стирается, быстро сохнет, формоустойчивая, хорошо сохраняет тепло. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Драп

общее название тяжелых плотных шерстяных тканей сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Чистошерстяной и полушерстяной драп — это двухслойные или полутораслойные добротные ткани. Отличительная особенность драпа — сильная увалка, прочная окраска (особенно к действию светопогоды), разворсованная поверхность; поверхностная плотность не менее 500 г/м2. Износостойкость драповых тканей во многом определяются устойчивостью ворсового застила: чем больше сохраняется ворсовой застил при эксплуатации, тем долговечнее изделие. Драп характеризуются высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. По характеру лицевой и изнаночной поверхностей различают драпы однолицевые и двухлицевые. У однолицевых — тщательно отделана только лицевая сторона; у двухлицевых — обе стороны ткани. По характеру ворсовой поверхности различают гладкий драп, драп-велюр, драп-ратин, драп-кастор, драп-моль, драп-флаконэ. Драп используют для изготовления мужских и женских зимних и демисезонных пальто, полупальто и др. При раскрое тканей необходимо учитывать направление ворса: во всех деталях ворс должен иметь одно направление. При различном направлении ворса возникает разнооттеночность в готовом изделии. В процессе влажно-тепловой обработки чистошерстяных драпов возможна усадка до 3%, полушерстяных — до 4%. Влажно-тепловую обработку ратинированных и велюровых драпов рекомендуется проводить на кардоленте. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Драп-велюр

разновидность драпа; вырабатывают ткань из тонкой шерсти. Драп-велюр имеет вспушенный ворс, который получается при одновременной работе ворсующих и контрворсующих валиков и последующей стрижке. Ворс велюра не имеет определенного направления (вертикально стоящий), не запрессован и состоит из освобожденных концов тонкой шерсти. Используют для изготовления зимних и демисезонных пальто, полупальто, головных уборов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Драп-кастор

гладкокрашеный толстый плотный драп из тонкой шерсти по основе и утку; вырабатывают сложным переплетением с атласным лицевым застилом. Ткань сильно уваливают, начесывают, ворс подстригают, сглаживают и запрессовывают, в результате обработки ткань приобретает приятный блеск. Для драп-кастора характерны высокая упругость, устойчивость к растяжению, повышенные износостойкость и теплозащитные свойства, темные тона. Его используют для изготовления парадных шинелей и мужских пальто. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Драп-моль

особо мягкий двухслойный драп с легкой пушистой лицевой поверхностью, вырабатывается из тонкой шерсти, иногда с добавлением в пряжу для лицевых нитей тонкого козьего пуха. Используется, как правило, для изготовления женских пальто и головных уборов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Драп-ратин

гладкокрашеный или меланжевый мягкий толстый драп с в ворсом, уложенным в диагоналевую полоску или "ёлочку", закатанным в "горошек" или завитым спиралями. Такой характер лицевой поверхности придают ткани специальной обработкой - ратинированием: увлажненную ткань после валки и ворсования подвергают фигурной валке. Как правило используется для изготовления мужских пальто, головных уборов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Драп-флаконэ

гладкокрашеный мягкий толстый ратинированный драп. Используют для изготовления зимних и демисезонных пальто. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Драпировка

укладывание материала в свободно лежащие или падающие мягкие складки с их последующим закреплением. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Дубленка

верхняя одежда типа пальто из выделанных особым образом голья (шкуры животных, лишенные волосяного покроя) или меха: шкуры обрабатываются специальным раствором, содержащим кислоту и соль, для придания им мягкости и эластичности, а затем — дубящими веществами, чтобы закрепить состояние шкур и придать материалу прочность и износоустойчивость. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Дублирование деталей

соединение по поверхности двух или более деталей путем склеивания или сварки. (ГОСТ 20521-75 - Технология швейного производства. Термины и определения)