Каталог товаров
с ежедневным обновлением!
Каталог производителей
Производители:

Новости / Новости компаний

« Вернуться к списку новостей

Храбрый портняжка

09 марта 2010

Тадаси Янаи, самый богатый японец на планете, мечтает одеть весь мир в свои футболки.

Дела у японских миллиардеров в отличие от их европейских и американских коллег идут как нельзя лучше. Если верить азиатской версии Forbes, за прошедший год, невероятно разрушительный для мировой экономики, общее состояние сорока самых богатых людей Страны восходящего солнца увеличилось с 69,5 миллиарда долларов до 87 миллиардов. Под номером один на японском бизнес-олимпе значится Тадаси Янаи, создатель и руководитель группы UNIQLO, чьи прибыли возросли в прошлом году на 20 процентов. Заработав 3,1 миллиарда долларов, он увеличил свой персональный капитал до 9,2 миллиарда.

Этот субтильный человек с внешностью университетского "ботаника" стал сегодня одним из символов Японии. Не зря логотип компании UNIQLO выдержан исключительно в национальных, бело-красных тонах: это первый японский бренд, успешно вышедший за пределы Страны восходящего солнца, не связанный с хай-теком или автомобилестроением. И Тадаси-сан его творец. Как, впрочем, и сети с мировым именем Fast Retailing, занимающей сегодня пятое место среди крупнейших производителей и продавцов одежды на планете. Вслед за Азией, Америкой и Европой экспансия японского прет-а-порте не обошла стороной и Россию. В Москве Тадаси-сан планирует открыть свой первый магазин.

Папина лавочка

«Мне рассказывали, что настоящим шоком детских лет для знаменитого японского режиссера и актера Такеши Китано был вкус шоколада, который ему впервые дал попробовать американский солдат. Для меня острейшим ощущением детства был кофе, тоже американский, - вспоминает в интервью «Итогам» Тадаси Янаи. - Отец принес домой банку с непривычной этикеткой, и я до сих пор помню этот вкус… Наверное, это был толчок к моему дальнейшему интересу ко всему западному. Мы, японцы, умеем учиться и извлекать рациональные выводы из уроков, которые получаем от людей из других стран. У кого только мы не учились! Когда-то у китайцев, потом - у британцев, немцев и французов, и наконец - у американцев, которые нас оккупировали на много лет. Но мы никогда никого не копировали. Только препарировали чужие идеи и творчески развивали их…»

Тадаси-сан рассуждает как политолог. Это не столь далеко от правды. Он окончил в 1971 году университет Васэда, не зря называемый стартовой площадкой японских политиков. Однако, несмотря на степень бакалавра политологии, парень ни в политику, ни в бюрократию, всесильную в Японии тех лет, не пошел. Не увлекался он в отличие от товарищей по учебе ни дзюдо, ни боевыми видами спортивных искусств. Зато обещал отцу поддержать семейное дело: у того была небольшая фирма по торговле текстилем - мужскими костюмами. Свою первую лавочку Янаи-старший открыл в городе Убе в 1949 году. Практически одновременно с рождением сына. Ogori Shoji - так назывался тот магазин мужской одежды. Как говорится, лиха беда начало.

«Только не надо думать, будто я - как состоятельный наследник - продолжаю дело моих досточтимых родителей. Ничего подобного, - ставит точки над «i» Тадаси-сан. - На Западе много, знаете ли, таких бизнес-династий: денежки достаются сыну от отца, отцу - от деда… Это вовсе не мой случай. Мои предки были бедными, а отец имел только две лавочки, которые и магазинами-то в современном понимании назвать трудно. Я сделал свой бизнес сам, с нуля. Как? Это совсем другой разговор».

И правда, другой. «Он не столь медиатичен, как создатель Virgin Ричард Брэнсон, не столь патерналистичен, как творец IKEA Ингвар Кампрад, и не столь молод, как Марк Цукерберг, основатель Facebook, - пишет о Тадаси Янаи парижская газета France-Soir. - Чем же тогда объясняются его харизма, его масштаб?»

Мне кажется, тем, что он не принадлежит ни к одной из возрастных категорий. Он универсален и прост, как и выпускаемая им одежда. Жесткие корпоративные рамки, заданные огромными концернами с их иерархией, завязанной на выслугу лет, и строгой кастовостью, его не просто не устраивают - раздражают. В его компаниях на первые роли выдвигаются те, кто одареннее, изобретательнее, инициативнее… Правда, японский Fast Retailing на Западе нередко критикуют за то, что руководящие посты там занимают в основном японцы. Но Тадаси-сан с этим решительно не согласен. «Во-первых, мы почти двадцать лет были исключительно японской фирмой, - говорит он. - Инерция от этого не может не сказываться. Ну а кроме того, у нас помимо UNIQLO есть другие компании, ранее приобретенные за рубежом. Например в Princesse tam.tam до 90 процентов персонала - французы».

Это верно. Но популярный бренд Princesse tam.tam, а также еще одна французская марка Comptoire des Cotonniers, приобретенная в 2005 году, это, как говорят потомки галлов, лишь вишенки на верхушке торта. А сам «деликатес» с оборотом в прошлом году в 4,85 миллиарда евро состоит на девяносто процентов из японских компонентов. Первый магазин UNIQLO Янаи открыл в 1984 году в Хиросиме. Через четырнадцать лет появился бутик в Харадзюку, модном районе Токио. А год спустя компания вышла с акциями в первую секцию на Токийской фондовой бирже. Японцы охотно вкладывались в бумаги фирмы, которая практически не может прогореть, - в любых экономических условиях люди приобретают недорогую, но качественную одежду. С набранного тогда капитала и начался новый прорыв Тадаси-сан, в руках которого сегодня сосредоточено почти 30 процентов ценных бумаг.

«Еще в университете я выбирал книги, в которых объяснялась специфика акционирования предприятий и выхода их на биржу, - рассказывает «Итогам» Тадаси-сан. - Когда я принялся раскручивать собственный бизнес, делал все для обретения компанией оптимальной степени готовности к IPO. Главное - определить правильную стратегию, а принципы ведения бизнеса едины во всем мире. Я всегда действовал интуитивно, стараясь при этом оставаться рациональным. Мы никогда никого не захватывали. Просто хотели быть честными».

Завоевав японскую провинцию, Тадаси-сан обосновался в Токио и уже оттуда начал заграничную экспансию. В 2001 году открылся первый магазин UNIQLO за пределами Страны восходящего солнца - в Лондоне. Затем были бутики в Шанхае, Сеуле, Нью-Джерси, Гонконге…

В 2005 году в Гиндзе, деловом квартале Токио, распахивают двери огромный торговый центр UNIQLO и фирменный салон женского белья, следом - специализированный магазин детской одежды. А в 2006 году японцы открыли так называемый флагманский универмаг в Сохо в Нью-Йорке. От него согласно бизнес-плану должны отпочковаться многие другие магазины в Америке.

Впрочем, не всегда экспансия фирмы Тадаси-сан в Новом Свете проистекала успешно. В 2007 году Fast Retailing загорелась идеей приобрести американскую торговую сеть Barneys. Янаи предложил за нее 900 миллионов долларов. Американцам это показалось мало, торговались истошно. В конце концов японцы проиграли. Янки предпочли «джэпам» арабский финансовый концерн.

Mощными конкурентами в Европе для японца остаются испанская Zara, американский Gap и шведский H&M. Но несмотря на это, штурм Парижа ему все-таки удался. Месяц назад я заглянул из любопытства в магазин UNIQLO в солидном, как говорят французы, «буржуазном» здании у площади Опера. Практически посередине между штаб-квартирой Больших магазинов («Прентан», «Галери Лафайет») и так называемым Японским кварталом, образовавшимся вокруг улицы Святой Анны. Чем берет японец утомленных модой парижан? Во-первых, продавцов в бутике существенно больше, чем в других магазинах. Во-вторых - и в главных - очень умеренные цены. Выплеснувшееся в прессу удивление французов, полагающих, будто они, как и прежде, диктуют правила в прет-а-порте, можно понять: парижская мода для каждого дня уступает место фастфэшн - быстрой моде. Дешево и сердито: кризис ведь едва отшумел! Хотя Тадаси-сан не стесняется называть вещи своими именами: «По сравнению с французами мы еще маленькие!»

Ему претит восточная цветистость в речи, он предпочитает резать правду-матку в глаза. Но «соломинок» в своем глазу частенько не замечает. У себя на предприятиях он совершеннейший диктатор - император и сегун в одном лице. «Тадаси Янаи решает абсолютно все - от моделей маек до приобретения брендов. Чужие идеи его мало интересуют, точнее - он быстро делает их своими, а это бывает обидным», - цитируют парижские массмедиа кулуарные высказывания сотрудников UNIQLO.

Его можно упрекнуть и в том, что он не всегда умело следует за тенденциями моды, особенно европейской. Так, как это делают, скажем, итальянцы из Benetton, испанская Zara и шведы из H&M. Впрочем, в отличие от них UNIQLO старается работать прежде всего с натуральными материалами, особенно с кашемиром. Дело в том, что фирма Янаи по своему модельному ряду ближе к американскому Gap, известному его откровенно молодежным духом.

Всего несколько месяцев назад Тадаси-сан с хищной полуулыбкой не скрывал от журналистов, что готов при первой же возможности поглотить Gap: «Без такого приобретения мы не сможем эффективно развиваться в Штатах и в Европе». Но сейчас он предпочитает к этому не возвращаться: время для такой «трапезы» еще не приспело - конкуренты хоть и ослабли от кризиса, но все равно выглядят весьма внушительно. Да и потом: поглотить-то, может, и можно, вот только хватит ли сил переварить?

Одежда для кризиса

Аббревиатура UNIQLO адресует к двух первым слогам в английском словосочетании Unique Clothing (уникальная одежда), так назывался самый первый бутик Янаи в Хиросиме. Преимущества главной из компаний Тадаси-сан состоят в отсутствии сегментации по целевой аудитории, в универсальности стиля и в приемлемом качестве при весьма разумных ценах. Создав коллекции одежды для японцев, уже не первое десятилетие живущих в условиях финансового кризиса (ни одна солидная валюта не падала так сокрушительно, как иена), Янаи предложил свои изделия иностранцам. Тем более что сегодня кризис - для всех кризис. А у каждого времени не только свои песни, но и своя одежда.

В принципе секрет успеха Тадаси-сан простой: при минимуме расходов на рекламу - достаточно в основном одного Интернета - он стремится продавать дешево, чтобы продавать много. Но стандарты качества гарантирует японские, даже несмотря на то, что выпускается большинство товаров в Китае и частично во Вьетнаме. И что из того? Ведь UNIQLO при этом упорно декларирует исключительный "японизм" своей продукции. «Сознаюсь честно: некоторое время назад даже я сам недооценивал, что означает для неяпонцев японское качество, - признается Тадаси Янаи. - В том, что по обе стороны Ла-Манша будут отрывать с руками рубашки с изображениями героев популярных манга, я не сомневался. Но в то, что и в Китае их будут брать с бою, никак не верил. Однако китайские юноши и девушки тоже охотно раскупили наши ти-шорт с картинками из манга. Наверное, это нормально. Ведь с маркой сотрудничали такие именитые дизайнеры, как Филлип Лим, Александр Вонг, а сейчас специальную коллекцию создает Джил Сандер…»

И парадокс парадоксов: в эру кризиса магазины Fast Retailing множатся со скоростью невероятной. 793 их сегодня в Японии и 126 - в остальном мире. Цель номер один - Китай, Индия, Южная Корея, Таиланд… UNIQLO, намеревающаяся в ближайшее время увеличить число своих продаж в семь раз, собирается открывать в Поднебесной и ее окрестностях до 100 новых бутиков в год. «Не люблю, когда мою компанию называют семейной, - сказал «Итогам» Тадаси Янаи. - Да, жена моя когда-то работала вместе со мной. Тогда я только-только открыл мою первую лавку. Сегодня, впрочем, моя уважаемая супруга занимается только домом - в восприятии семейных японских ценностей я убежденный традиционалист... Да, у каждого из двух моих сыновей по 10 процентов акций, но мои ребята не участвуют в управлении фирмой. Если они когда-нибудь захотят стать бизнесменами, пусть начинают собственные дела. У каждого должна быть в жизни своя дорога… Надо признать: мы, японцы, очень странный народ. Обладаем невероятной способностью восстанавливаться. Отскакиваем от препятствий, как резиновый мячик от асфальта. Только для того, чтобы мы начали по-настоящему действовать, нам надо оказаться над пропастью. В экономике сейчас как раз такая ситуация". И в этой ситуации миллиардер из Страны восходящего солнца, похоже, чувствует себя как рыба в воде.

Источник: www.itogi.ru
 

« Вернуться к списку новостей

Комментарии:


Комментариев пока нет.


    Для того, чтобы комментировать новости необходимо зарегистрироваться!

    Спецпредложения